Блог проекта «Свадьбы народов мира». Кения, масаи (видео+фото)

Тревел-видео с эпизодами поездки в Кению на свадьбу племени Масаи в рамках проекта «Свадьбы народов мира» (содержит сцены с ритуальной кровью и жертвоприношения)

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

10 апреля 2015
Поездка прошла при поддержке гида по Кении Вячеслава Куликова www.amazingkenya.ru
(текст: Алана Аликова)
Вылет из Москвы авиакомпанией Turkish Airlines
Стоимость авиаперелёта Москва-Найроби 35000р.
Длительность 15 часов с шестичасовой пересадкой в Стамбуле.
Полет прошел хорошо, если не учитывать огорчение от отсутствия мультимедии в подголовниках на рейсе Москва-Стамбул. Все-таки 3 часа с дополнительным развлечением прошли бы куда быстрее…

Вечерний Стамбул

Во время пересадки в Стамбуле (6 часов) можно было выйти в город. Я, естественно, размечтался о морском закате, легком бризе и прочих радостях прибрежного города… Как выяснилоcь, от аэропорта до моря легко добраться на метро до станции Яникапи, но впереди меня ждал сюрприз: вся набережная оказалась огорожена портовым забором; солнце к моему приезду уже село, а погода стояла, мягко говоря прохладная.

Словом, в тонкой толстовке я ощущал себя зябко на фоне одетых в куртки местных жителей. С другой стороны, за время поездки, познакомился с городом — большая часть местной подземки проходит по улице, так что успеваешь насладиться пейзажем не хуже, чем в туристическом автобусе. Если кому-то интересно, 1 поездка в метро обходится в 4 турецких лира (примерно 80 российских рублей). Ориентироваться оказалось непросто. По крайней мере, найти кафе с настоящим турецким кофе мне так не удалось… Перекусил я уже только в аэропорту, где меня ожидал рейс в Кению, порадовавший комфортным перелетом и, что приятно, вкусной едой.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

11 апреля
Наш самолет (новый боинг 737-800) соревновался в маневренности с недружелюбным грозовым фронтом, так что рейс задержали на 45 минут. Впрочем, пейзаж за окном стоил дополнительного времени в пути.

К счастью, встречавший меня гид оказался терпеливым и понимающим человеком. Вячеслав Куликов http://www.amazingkenya.ru (так звали моего провожатого) проживает в Кении(в Малинди), неплохо знаком с местными традициями и культурой. Его компания оказалась как нельзя кстати. Позже выяснилось, что масаи — весьма ушлый народ и без знания обычаев и традиций можно попасть впросак. Съесть вас, конечно, не съедят, но вот существенно переплатить – это очень вероятный расклад.
Первым делом я поменял деньги на местную валюту. Курс настолько приятный (1 шиллинг=5рублей 47 копеек), что внушительная пачка денег даже слегка оттягивала мой карман. Правда недолго… Аренда машины от компании Джеки Турс обошлась в 200$, еще 100$ ушло на бензин. Наш путь лежал в Амбосели, к самому подножию Килиманджаро (250 км). Вячеслав сел за руль и мне представилась прекрасная возможность любоваться проплывающими мимо картинами. По обе стороны раскинулись захватывающие пейзажи. Какие-то абсолютно неземные, даже фантастичные: саванна, высокие горы, дикие африканские животные прямо у обочины…

Чем дальше от Найроби – тем интереснее. На пути нас застиг ливень, такой сильный, что по саванне текли реки воды, и проехать, даже на полном приводе, было крайне трудно – мокрая глина так и норовила затянуть колеса в свои хваткие объятия.

Помимо приятных впечатлений и чисто эстетического наслаждения эта поездка подарила мне удивительное знание – обычный пакетированный «Нескафе» буквально преображается, если заливать его не кипятком, а горячим молоком. Именно так поступают на местных автозаправках. Бодрит отлично, а на вкус гораздо приятнее напитка, заваренного привычным способом.
Отдельно хочу сказать про местный рынок. Весьма колоритное, запоминающееся место. Мы заехали сюда по пути в масайскую деревню. Дело в том, что согласие на проведение съемок удалось получить вовсе не бесплатно. Помимо денег (начальная сумма в 60 тысяч шиллингов в итоге выросла до 70), у меня на руках был немаленький список необходимых подарков жителям.
Было куплено:
-мешок риса 25 кг;
-молоко 10 литров;
-сахар 20кг;
-чай 300 пакетиков;
-масло 6 литров;
-мешок картошки.

Читайте также  Вечно удивленного льва Шрама встретили в Кении

Прежде, чем отправляться в деревню племени, мы заселились в отель Amboseli Sopa Lodge 4*. Номер обошёлся в 180$ за сутки. Трехразовое питание включено в стоимость и, должен отметить, еда очень вкусная. Зато Wi-fi не работал, а свет был только утром и вечером, потому что электричества как такового нет – только генератор и его включают дважды в день.

Нам на встречу вышла сразу вся деревня – от мала до велика. Очень неожиданно, непривычно и приятно.

Мы сразу же начали с раздачи подарков. Удивительно, что женщины таскали мешки с провизией, а мужчины просто наблюдали за процессом. У масаи так принято – вся тяжелая работа ложится на плечи женщин. В качестве подарка лично вождю я еще в Москве купил механические часы (отчего-то часы в особом почете у масаи).

В процессе знакомства мы еще раз обговорили детали и договорились, что начнем съемки в 7 утра следующего дня.
Распрощавшись со своими новыми знакомыми, мы отправились на прогулку по саванне. Это, скажу я вам, покруче любого сафари парка. Чтобы увидеть животных даже не пришлось заезжать в национальный парк. Здесь звери гуляют повсюду и в этой их свободе есть что-то вдохновляющее, будто наполняющее тебя самого изнутри их духом свободы, их силой и величественным покоем.
Кстати, даже у отеля свободно гуляют животные.

Если не шуметь, то можно выйти на террасу вечером и увидеть, как звери вокруг мирно щиплют траву, не сильно обращая на тебя внимание.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

12 апреля

Сказать, что спал я как убитый – ничего не сказать. Насыщенная программа минувшего дня сильно меня умотала, хотя с вечера мне так не казалось. Проснулся я рано и сразу вспомнил Россию, где в этот день отмечали Пасху. Здесь же никакого намека на привычный праздник не было. Еще до завтрака я вышел на террасу отеля – охранник обещал восхитительный вид на гору Килиманджаро. Рассвет мягко играл красками у ее пика, создавая по-настоящему сказочный пейзаж, где небесно-воздушное смешивалось с каменисто-земным и переплеталось в органичное единение двух начал.

Нас снова встречала вся деревня. Мы сразу рассчитались за проведение съемок, причем, на глазах у всех отдали только половину суммы – по пожеланию вождя вторую часть надлежало отдать ему лично без свидетелей.

Начало свадьбы:
Ритаульное испитие крови коровы. Сам ритуал довольно интересный. В стаде выбирают корову, связывают ей шею и стреляют из лука в ярёмную вену.

Читайте также  Танцующая планета. Кения. Танцы капитанов

Не всегда попадают сразу в вену – длина наконечника сантиметра полтора и, по виду, он туповат. В моём случае пробили с третьего раза. После этого рану замазывают навозом, чтобы быстрее заживала, и корову отпускают обратно в стадо.
Съемки невесты начались у ее дома. Первые кадры – на сборах невесты. Кстати, выкуп впечатляет – 10 коз и 8 коров.
Невеста, простившись с семьей, отправилась на свою свадьбу в деревню жениха. Пешком!
В сопровождении жениха и его собрата по инициации (обряд обрезания).

По приходу в деревню жениха невесту встретили ритуальными песнями

В сопровождении поющих женщин мы добрались до самого центра поселения, где друзья жениха уже прыгали в ритуальных танцах.

[img]

После ритуальных танцев происходил обряд благословления — обрызгивание дождевой водой с молоком

Для этого на гостей брызгали молоком и водой. Я, кстати, тоже не избежал подобной почетной участи.

В это время в доме жениха отец благословляет жениха и невесту на семейную жизнь и все пьют пиво собственного производства.

Для жертвоприношения выбрали трех баранов и понесли их к жертвеннику в кустах.

Я снимал этот процесс. Жуткое зрелище, должен сказать. Двоих баранов задушили зажав ноздри и рот. Другому заживо отрезали голову, но не до конца, чтобы не отвалилась, а свисала на шкуре и так в подставленный таз стекала кровь, которую тут же выпивали. Освежевали животных быстро – сразу видна сноровка. Огонь развели без всяких спичек — путем трения палочек друг о друга, вместо шампуров использовали собранные здесь же ветки. Пришло много мужчин, атмосфера была праздничная, все были веселы, ели и пили. Трапеза затянулась часов на 5!

Женщины и дети же остались в деревне – они по традиции едят отдельно.

Пока гости забавлялись пиром, вождь попросил отдать ему оставшуюся сумму. После этого нас пригласили к “столу”, но было слишком душно, я очень устал в процессе съемки и решил воспользоваться передышкой для отдыха. Есть в жару совсем не хотелось. Да и недавняя казнь баранов аппетита не прибавляла…
Я уже отснял все, что планировал. Мне оставалось только сделать несколько кадров с флагами нашей страны на фоне Килиманджаро. Я попросил нескольких моранов принять участие в съемке, а потом к ним присоединились все деревенские женщины и дети, которые так были рады сниматься, что аж визжали от восторга.

Самая старшая женщина племени даже подарила мне на память украшение со своей руки. Я был крайне тронут этим жестом.

Попрощавшись с жителями деревни, мы поехали в Найроби. Солнце садилось быстро. Мы остановились в придорожном отеле. Просторный, но очень скромный номер с неработающим Wi-fi обошелся нам в 15$. Я чувствовал жуткую усталость и был рад даже просто кровати, так что не ждал от нашего временного пристанища роскоши и королевской меблировки.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

13 апреля 2015
Меня ждала очередная ранняя побудка – в 6 утра, как в детстве в летнем лагере. Прежде чем позавтракать пришлось поискать сотрудников отеля – весь персонал будто вымер. Позже выяснилось, что сотрудница просто отошла в соседний магазин… К счастью, она вернулась достаточно рано, чтобы мы все-таки успели позавтракать перед выездом в аэропорт. В пути стоял жуткий туман.

Читайте также  Другая Кения

Я даже немного огорчился, что лишен возможности напоследок полюбоваться местными пейзажами. Однако с рассветом туман исчез, и красоты местной фауны предстали перед нашими глазами, залитые яркими лучами только проснувшегося солнца.

Проводив моего гида, мы с водителем отправились в заранее примеченный отель. Когда я принялся снимать из окон автомобиля улицы и местных жителей, водитель плотно закрыл стекла. Меня заранее предупреждали, что здесь лучше не высовываться – аппаратуру могут вырвать прямо из рук. Словом, я решил не рисковать и не стал даже покидать машину.
Улицы выглядели крайне бедно, много мусора, сидящие прямо на земле люди, недоброжелательные взгляды в адрес туристов. Местечко то еще. Зато с местным колоритом! Где еще посмотришь настоящую жизнь беспрекраc?

Мне хватило нескольких минут, после чего я попросился в более приятную часть города, где мы без труда нашли отель за 40$ в сутки. Центр города выгодно контрастировал с увиденными нами трущобами. Аккуратные здания, кафе, магазины… Здесь я решил прогуляться, захватив с собой заранее скачанную оффлайн карту maps.me. Без нее бы пришлось очень нелегко. Дышать в городе оказалось тяжело – часто приходилось просто задерживать дыхание – настолько сильна вонь от выхлопных газов. Везде пыль и грязь – ноги тут же покрываются слоем черно-серого налета.

Прогулка заняла часов 6. В процессе я даже выделил время на шоппинг. Купил местный кофе и подарки друзьям. Настолько расслабился, что даже забыл рюкзак в камере хранения одного из магазинов. На счастье, чек у меня сохранился, в котором был указан адрес магазина. Так что собственность удалось вернуть найдя адрес по всё той же оффлайн карте.
Как стемнело – пришлось идти в отель. Гид предупреждал, что ночью на улицах небезопасно, а встреченные на въезде в город «добрые» обитатели не вызывали желания проверять правдивость слов моего провожатого. В целом, от города осталось двоякое впечатление. В центре мне понравилось, а вот бедные районы вызывали чувство постоянной тревоги, будто опасность крадется по пятам. Даже уже находясь в отеле, я всю ночь слышал громкие голоса и «наслаждался» ароматами гари – кто-то прямо под окнами жег мусор.
На следующее утро, привычно встав в 6 утра, я обнаружил огромную пробку из автотранспорта. Это меня серьезно взволновало – меньше всего хотелось опоздать на свой рейс. Впрочем, волнения мои были напрасны. Водитель из компании Jocky Tours не подвел, так что у меня даже осталось немного времени на прогулку по дьюти-фри.
Из окна самолета я любовался густыми облаками над африканским небом, перебирая в памяти яркие осколки воспоминаний этой удивительной поездки.