Белая женщина в племени чёрных масаи. Часть 7. Танзания

Шестая часть http://www.moya-planeta.ru/reports/view/belaya_zhenshhina_v_plemeni_chrnyh_masai_chast_6_tanzaniya_16495/

В лесу не расслабляться!

Мужчины масаи считают себя воинами и в мирное время только разговоры говорят, развлекаются, по саванне ходят, а женщины выполняют всю работу по дому. Таскают тяжёлые канистры с водой, строят дома из веток и обмазывают глиной, готовят еду на костре, за детей отвечают. Мужчины целые дни проводят в праздности. Успела заметить, что они совсем ничего не умеют толково делать, даже столб в землю вкопать. Руки у них совсем не ловкие, бревно для ограды несли так, что их жёны вместе со мной потешались.

Но на молодых масаи, как я поняла с 18-ти до 20-ти лет, возложена обязанность местной полиции, когда они должны разрешать спорные ситуации в лесу. Этот период в два года проходит каждый мужчина. Их так и называют «полиция масаи». Думается мне, что это для закалки характера, для умения общаться с людьми своего племени, для познания возможных жизненных споров и их разрешения.
В настоящее время масаи учатся у мусульман расчищать леса от деревьев и засаживать пространства кукурузой. Их поля выглядели очень жалко, кукуруза совсем не росла. Женщины добросовестно ходили на поле (шамба) со странными металлическими топорами, но ни как не с мотыгами. Орудие довольно увесистое, но младшей жене Мириям, очень нравилось работать в поле. Монти ей помогал корчевать пни.

Вообще наш Монти был весь какой-то правильный и не пьющий. В дальнюю деревню не ходил, всегда при доме, детьми занимался, заставляя их высоко прыгать под аккомпанемент ладоней.
Я часто уходила на поля или в лес одна, там можно было найти что-либо интересное. Одинокое колбасное дерево служило мне ориентиром среди зарослей и полей. Его длинные увесистые плоды, напоминающие длинную тыкву, свешивались на плодоножках, похожих на шнуры.

Сами плоды были твёрдые, «бронированные», и отведать их было только под стать слонам и носорогам. Но, увы¸ таковых в нашем ареале не наблюдалось. Поэтому «колбаски» густо висели под кроной своего дерева, как новогодние игрушки на ниточках под ёлкой. Этот плод мне довелось попробовать в Уганде (думаю, что этот), там его пекут на углях и продают вдоль дорог. Напоминает он белый хлеб, но более сухой, не солёный и, можно сказать, не вкусный.
Ещё одно дерево было интересным, вернее лиана с круглыми зелёными плодами, напоминающими маленькую дыню. Калебассовое дерево, из его твёрдых древовидных плодов мусульмане делают посуду, а масаи ещё пользуются его мыльными семечками для стирки вещей. Но это в том случае, если пастухи кочуют со своим стадом и с мылом в лесу перебои.
В округе обитало огромное разнообразие хамелеонов. Многие были похожи на зелёные веточки. При моём приближении они просто замирали в одной позе, лишь только маленькие глазки бегали по сторонам.
Вообще хамелеон имеет способность смотреть одновременно двумя глазами в разные стороны. При этом один может быть не подвижным, а второй быстро бегающим. Я брала их в руки, что бы рассмотреть со всех сторон. Они отталкивались от меня лапками и хвост кольцом заворачивали. Потом узнала, что хамелеоны бывают кусачими. К нам под навес такой пришёл. Перебирался медленно по жердочкам, выбрасывая длинный язык и собирая насекомых. Он был крупный с красным животом и каждый раз менял цвет, как только я до него дотрагивалась палкой. Дети кричали, отбегая, взрослые хотели его просто убить. Я не дала, посадив на палку.

Он огрызался, показывая острые зубы, и шипел. Отнесла в лес, на дереве оставила. Но дети его всё-таки уничтожили. Видно, был не полезный.
Кроме хамелеонов в лесу по камням грелись ящерицы. Особенно мне нравились красноголовые, которые после обеда лежали на прогревшихся монолитах.

Их тело было совершенно голубого окраса с ярко оранжевой или же алой головой. Движения юркие, как и должно быть, поэтому исчезали очень быстро, но я всегда держала фотоаппарат наготове. Эта ящерица называется Агама колонистов, довольно интересное имя. Является одной из самых красивых ящериц в мире. Хотя самки всего лишь зеленовато бурые в красных пятнышках, так сказать красотой не блещут.
Кроме всего прочего встречались гигантские африканские улитки Ахатины, которые растут до 20-ти см. и не имеют пола! Не любят влагу, считаются вредителями полей и огородов. Но красивые, сумасшедше! Тело воланом, раковина яркая и блестящая, рожки вроде антенн с прозрачными глазками на кончиках.
Однажды на нашу территорию заползла очень длинная изумрудно – зелёная змея и сразу в коровий загон подалась. Она без страха и стыда прошелестела в траве яркой лентой буквально в трёх метрах от нас, введя в ступор не только меня, но и женщин масаи, спокойно сидевших за своим бисерным рукоделием.

Читайте также  Миграция антилоп гну. Роды на бегу. Серенгети. Танзания

Мужчины поодаль говорили разговоры. Первой пришла в себя Эста, подскочив, как «ужаленная». Все тут же побежали за ней, схватив мотыги и палки. Змея меж ограды спрятаться хотела, её настигли и долго убивали.

Живучая оказалась. Когда всё-таки прикончили, то во двор вытащили и Монти понёс её в лес, держа за хвост. Сам он под два метра ростом, как и все масаи, а змею нёс в высоко поднятой руке. Значит, длинна её была более двух метров. Сбросил аспида в термитную яму, куда я запихивала свой мусор. Благо термитников вокруг было предостаточно.

Эта змея обожает манговые деревья в период их цветения. Аромат цветков привлекает её в крону дерева и способствует периоду размножения. Поэтому во время цветения манго под ними лучше не ходить, а держаться на расстоянии. Змея, как правило, падает с дерева, может случайно, а может нет и кусает сразу в голову.
Если в лесу змея кусала корову, то, вырезав место укуса, масаи её съедали. Даже говорили, что можно и кровь пить! А там, где прошло стадо, змеи расползались, пастухи — дети шли смело вслед. Я тут всему удивлялась. Просто какой-то загадочный мир!
Уже вернувшись в Россию, заглянула в интернет. Оказалось, что та змея была Зелёная мамба! Я много о ней слышала ранее, но никогда не видела. Самая ядовитая змея Африки! Растёт до 3-х метров и наряду с чёрной мамбой имеет жуткую привычку нападать первой. Ещё в более ранний мой визит в Африку, угандийцы предупреждали, что эта змея скоростная и идёт на звук, даже может преследовать человека, идущего по лесу. А там, наверное, как посчитает нужным, может и напасть. Хорошо, что на момент знакомства с ней, я не знала, что это Зелёная мамба!
Но это было единожды, хотя после того случая стала под ноги смотреть. Лес, есть лес! Кстати, интуитивно, даже в тени деревьев, ходила под зонтом. Мало ли, какая вредность может упасть на голову! Зато приятных моментов было куда больше. В месте нашего обитания жили большие красивые птицы – носороги, с ярким оперением и клювом, как у тукана. Голова у них белая, большой горбатый красный клюв, а красиво сложенный длинный хвост, был тёмно-синего отлива. Такие красивые и совсем не пугливые! Они летали вокруг, сидели на дорожках, и даже пристраивались на крыши домов.
Временами появлялись в лесу тучи мотыльков, ну просто целыми облаками. За ними шли стаи птиц, похожих на стрижей. Вот тут нашим красавицам был праздник! Мотыльков уничтожали за несколько минут, и сыто рассаживались по деревьям. На тех птиц хотелось смотреть и любоваться. Ведь красота всегда притягательна.
Вообще в ареале моего проживания происходило много интересного. Я бесконечно долго могу об этом рассказывать. Странные гусеницы, черви, муравьи, всё было не знакомым и довольно забавным. Разные акации в цветах, или с интересными плодами. Всё это мощно наполняло мою жизнь в лесу, и я совсем не хотела никуда уезжать.

Читайте также  В поисках нирваны, ч. 2. Занзибар, Танзания

Песни мне на радость

Как-то я дала Эсте немного денег. Она долго благодарила и на следующий день ушла в деревню за маисом, а появилась вечером на мотосейко (мотоцикл на суахили). Привезла мешок кукурузных зёрен, новые куски синей ткани для женщин и украшения для меня. Удивила, надо сказать. Красные и чёрные бусы закрепила на моей шее, потом повязала на меня синюю ткань на манер масаи. Мириям вынесла бисерную шапку для меня. После чего женщины потребовали фотосессию.


"Бурановские бабушки"

Как-то постепенно они привыкли к моему фотоаппарату и даже полюбили. Пообещали обрядить мои ноги и руки в браслеты масаи и Эста даже бисер для них купила.
Подумала, что ждать долго придётся, но все женщины дружно взялись за дело. Каждый день после обеда они усаживались прямо на землю, и, напевая, занимались плетением.
Картина напоминала занятие в клубе по интересам. Я предложила маме Эсты лупу на всякий случай, но она не знала куда глядеть. Как из басни "Мартышка и очки", поэтому вернула обратно.
Масаи имеют отличное зрение даже в преклонном возрасте. Браслеты были готовы через четыре дня и сразу мне надеты на руки и на ноги.

При помощи спичек их "запаяли" навсегда. Если снять, то только порвать. Так и хожу, по сей день.
Потом принялись за широкие браслеты для ног, но я их вовремя остановила, пояснив, что в России ношу высокие сапоги, поэтому браслеты будут мешать. Очень странным им показалось такое заявление. Зачем мне сапоги? Наверное, думали, что Россия тоже в Африке. Но мама Эсты всё-таки накрутила мне цветную проволоку на руку и научила за ней ухаживать. Чистить проволоку надо песком, что бы блестела.

Но я всякий раз, бывая на реке, забывала это делать. Поэтому наши женщины мне их ещё и чистили. Кстати, узкие браслеты на руках и ногах носят вдовы и не замужние женщины, а высокие до локтей и до колена молодые женщины, имеющие мужей. Ну, а вместо тех браслетов, от которых отказалась, мама Эсты сплела мне красивый декоративный крест на память. Женщины занимались плетением и бисерной вышивкой для себя и для мужчин общины. Украшали широкие женские пояса из коровьей шкуры, тщательно выкладывая бусинами. Эти пояса надевают на голое тело под платье, а к нему по необходимости крепится мачете в ножнах. Каждая женщина масаи имеет такой пояс.
Вечерами, по завершении всех дел, женщины собирались у стены моего дома.

Пели они и танцевали при свете фонарей. Эста и Мириям настолько слаженно двигались и пели дуэтом, что казалось созданы, что бы жить в одной семье. Движения были совершенно синхронны даже в мелочах, бусы и бисер на шее позвякивали и подпрыгивали одновременно с их движениями. Именно в этом заключается мастерство танца масаи. Мужчины в это время "умные" разговоры вели поодаль.

Собаки дремали, надоедливые мухи уснули, лишь только чёрная тьма вокруг. Но не взять ей масаи в кольцо. У каждого фонарь, да и очаг никогда не гас, мерцая красным отсветом.
Все женщины тут очень певучи. При любом деле без песни не обходились, что мне очень нравилось. Это говорило о постоянно прекрасном расположении духа. Даже ложась спать, я долго ещё слышала их тихое пение.

***
Церковь масаи находилась в местной школе, что расположилась на бугре. Мусульманские дети там учились, а масаи ходили только в церковь по выходным.
Я тоже посещала мессу с нашими девушками из любопытства. Они тщательно собирались, мылись, переодевались в новое платье, брызгались духами, которые я им подарила, и, подвязав детей за спину, отправлялись на церковную службу. Службы проходили довольно музыкально.
Масаи пели под барабан, хлопали в ладоши, а падре неистовствовал в своей службе.
В первый мой приход служащие пригласили переводчика для меня, того самого учителя английского языка, который уже имел со мной знакомство. Стоя рядом с падре, он синхронно переводил службу. Священник, казалось, безумствовал, возлагая свои руки на головы желающих, и крича громче всех. Женщины танцевали, звеня всеми своими украшениями. Красиво пели хором, но мелодия разнообразием не отличалась. В конце мероприятия пригласили меня на сцену и предложили о себе рассказать. Всё рассказала, и имя назвала, думала, наградят, а они только руку пожали.
Но руку жали не только мне, а и всем тем, кто пришёл на службу. Масаи выстроились в шеренгу во дворе, а падре обходил всех с громким пением и рукопожатием. Весь этот "беснующийся спектакль" очень напоминал рьяных сектантов. Но из песни слов не выбросишь, официально масаи считаются православными христианами.

Читайте также  Белая женщина в племени чёрных масаи. Часть 2. Танзания

Отношения взрослых и детей

Я часто задавалась вопросом: Почему стада коров не пасут взрослые мужчины масаи? Оказалось, что, как только в общине подрастали дети, считалось зазорным отцу семейства ходить со стадом, и обязанность по выпасу скота возлагалась на хрупкие подростковые плечи.

Порою случалось так, что дети не могли справиться с коровами, они отбивались от стада, но в течение ночи сами появлялись. По дальнему звуку колокольчиков масаи выходили из дома в ожидании животных.
А тут вдруг получилось, что с наступлением темноты подростки не смогли собрать стадо и вернулись с тремя коровами, а остальные от них сбежали. Оказалось, что они зашли на мусульманское поле и съели посев молодой кукурузы, а утром вернулись, приведя с собой хозяев. Вернее хозяева пришли за ними. Думала, будет скандал, но масаи откупились молоком, пообещав ещё мешок маиса. Стада масаи, это бич для мусульман. Но Монти пользовался уважением и всегда разрешал спорные вопросы миром.
Однажды, когда начались дожди, стадо и дети не смогли перейти бурлящую реку, которая в считанные минуты наполнилась водой по самые коровьи рога. Остались ночевать в лесу, а утром вода спала и все вернулись целыми и невредимыми. Я совершенно поражалась лесному образу жизни этих людей. Ведь тем детям было 10 — 13 лет! Нельзя сказать, что родители не беспокоились. Люди ночами ходили в поисках стад и детей, но у них никогда не было паники, не было слёз и истерик. Совершенно потрясающий народ. Они и природа — одно целое, связанное невидимыми узами навсегда.
Люди живут в абсолютно здоровом климате, на оптимально удобной высоте для проживания. Здесь нет жары и не водится муха цеце, которая является губительной для людей и животных. Комары тут отсутствуют, а значит, малярия не существует. В лесу растут все необходимые "лекарства" и масаи не обращаются в госпиталь. Однажды приехал младший брат Эсты из столицы страны города Додома. Его трясло и било. Температура менялась, то падала, то моментально поднималась. Я сразу поняла, что это малярия и решила, что парень умрёт. Его положили на пустой мешок в тени у дома.
Мать несколько дней поила его отваром корней. Кризис миновал, и парень встал, как будто ничего и не было.
Но интересным показался момент, когда Эста удивилась в ответ на мой испуг. Спросила, неужели я никогда не болела малярией? Разве в России нет малярии? Ведь ею болеет каждый, кто бывает в городах у моря. Мне стало как-то не по себе. А что, подумалось, я должна была уже ею заболеть?

Часть восьмая http://www.moya-planeta.ru/reports/view/belaya_zhenshhina_v_plemeni_chrnyh_masai_chast_8_tanzaniya_16604/